Отдел экологии



Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В процессе оценки учитываются все возможные негативные последствия – ликвидация, ухудшение, истощение ресурсов – и продумываются варианты улучшения ситуации.

Законодательная база:

• Экологический Кодекс РК (глава 6);

• Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации (Приказ Министра охраны окружающей среды РК от 28.06.2007 г. № 289-µ);

• Методика определения нормативов эмиссий в окружающую среду (Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года № 110-µ).

Срок действия утвержденного проекта ОВОС:

Для объектов первой, второй, третьей категории – 10 лет, для четвертой – бессрочно. После истечения срока действия проекта ОВОС, разрабатывается проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ).



Предельно-допустимые выбросы (ПДВ)

Норматив предельно допустимых выбросов – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Норматив ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития предприятия и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации на границах санитарно-защитных зон и населенных пунктов.

Цель проекта – установление нормативов выбросов в атмосферный воздух для каждого источника загрязнения и в целом для предприятия и согласовать их в государственной экологической экспертизе.

Законодательная база:

• Экологический кодекс РК (гл.8 ст.72);

• Методика определения нормативов эмиссий в окружающую среду (Приказ Министра охраны окружающей среды РК №110-п от 16.04.2012);

• Методика расчета концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе от выбросов предприятий (Приказ Министра окружающей среды и водных ресурсов РК № 221 - ¤ от 12.06.2014);

• Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятий РК (РНД 211.2.02.02-97);

• Нормативные документы по расчету выбросов загрязняющих веществ.

Методики по расчету эмиссий (№110-п от 16.01.12) и разрешенной концентрации веществ после начала деятельности ((№221- ¤ от 12.06.14), Инструкции по документации, касающейся эмиссий в воздух (РНД 211.2.02.02-97) и подсчетам вредных выбросов.

Срок действия проекта предельно допустимых выбросов:

Для 1,2,3 категории объектов- 10 лет, для 4 категории- бессрочно.

Проект нормативов размещения отходов (ПНРО)

Проект нормативов размещения отходов необходим для хозяйственных объектов, на балансе которых имеются накопители отходов или места долговременного хранения отходов.

Для расчета нормативов размещения отходов используются данные о состоянии атмосферного воздуха, почвы, воды на границе санитарно-защитной зоны накопителя отходов, полученные в результате регулярного производственного экологического контроля.

Законодательная база:

• Экологический Кодекс (гл.8, ст.72);

• Методика определения нормативов эмиссий в окружающую среду, утвержденная приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан №110-п от 16.04.2012;

• Методические указания по расчету объемов образования отходов.

Срок действия проекта

Для объектов первой, второй и третей категории хозяйственной деятельности проект нормативов размещения отходов действует не более 10 лет. Для четвертой категории- бессрочно.

Производственный экологический контроль (ПЭК)

Проведение производственного экологического контроля обязательно для всех категорий хозяйственной деятельности (глава 14 Экологического кодекса РК).

Производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с программой производственного экологического контроля.

Законодательная база:

• Экологический Кодекс РК (глава 14);

• Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 7 сентября 2018 года № 356 «Об утверждении Правил ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля и требований к отчетности по результатам производственного экологического контроля»

• Периодичность проведения ПЭК:

• 1 раз в квартал

• Периодичность сдачи отчета:

• 1 раз в квартал

Программа производственного экологического контроля (ППЭК)

Частные лица и компании-природопользователи 1, 2, 3 и 4 категории, должны проводить производственный экологический контроль.

Разработка программы производственного экологического контроля осуществляется природопользователем самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.

Программа должна содержать список показателей, которые отслеживаются при наблюдении за окружающей средой, – состоянием воздуха, почвы, воды. В ней указываются критерии определения периодичности, длительности, частоты измерения контроля, инструментальные и расчетные методы.

Законодательной основой при разработке документа служит Экологический Кодекс (гл.14, ст. 131).

Программа управления отходами

Программа управления отходами – многовекторная деятельность, которая включает в себя составление планов, мониторинг, анализ проделанной работы. Ее задача – сократить объемы вывоза на полигоны, снизить негативное влияние захоронений, использовать технологии последнего поколения.

Составляется на основе Экологического кодекса (ст.288-1), Инструкции по составлению документации (утв. Министерством энергетики от 25.11.14, № 146).

Программа управления отходами требуется:

— частным лицам и компаниям, во владении которых находятся предприятия 1, 2 категории;

— компаниям, которые перерабатывают, размещают на полигонах, сжигают, обезвреживают, консервируют вещества.

Сроки действия создаваемого документа – 10 лет.

Паспорта опасных отходов

Паспорт опасных отходов содержит полную информацию о производителе отхода, физико-химическом составе отхода, характеристиках, уровне опасности, процессе образования, способах обращения с отходом.

Законодательная база:

• Экологический Кодекс РК (ст.289);

• Форма паспорта опасных отходов (Приказ Министра охраны окружающей среды от 30.04.07 №169);

• Классификатор отходов (Приказ Министра охраны окружающей среды от 31.05.07 №169-п).

Срок действия паспорта опасного отхода:

Если объем и состав отходов, указанный в паспорте изменяется со временем, то необходимо выполнить корректировку документа.

Инвентаризация парниковых газов

• проведение инвентаризации выбросов парниковых газов;

• разработка паспортов установок и плана мониторинга выбросов парниковых газов;

• разработка программы сокращения выбросов ПГ;

• разработка проектной документации по снижению выбросов парниковых газов;

Проект санитарно-защитной зоны

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория с особым режимом использования, которая отделяет предприятие от жилой зоны.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются для того, чтобы обезопасить среду обитания человека от вредоносного воздействия предприятия (отходы, шумы, выбросы).

Вредное предприятие, окруженное санитарно-защитной зоной, может беспрепятственно осуществлять свою деятельность в допустимых пределах.

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - документ, обосновывающий размеры санитарно-защитной зоны действующих, реконструируемых, проектируемых промышленных объектов и производств.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:

1. Расчетная (предварительная) СЗЗ;

2. Установленная (окончательная) СЗЗ.

Отчетная документация по отходам

Составление отчета по опасным отходам осуществляется по форме Приказа Министра охраны окружающей среды от 21 мая 2012 года № 164-µ.

Отчет по опасным отходам составляется физическими и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.

Заполненная форма отчета отправляется в территориальное подразделение уполномоченного органа о области охраны окружающей среды по местоположению объекта.

Периодичность сдачи отчета- 1 раз в год (по состоянию на 1 января), не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом.

Разрешение на эмиссии

Экологическое разрешение – это документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществление эмиссий в окружающую среду.

Нормативная база

• Экологический Кодекс Республики Казахстан, глава 8;

• Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 115 «Об утверждении форм документов для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду и правил их заполнения».

Основание для получения разрешения

Природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Природопользователи обязаны выполнять условия, указанные в разрешении на эмиссии в окружающую среду, и несут ответственность за их несоблюдение в соответствии с законами Республики Казахстан.

Срок действия документов

Согласно срока действия нормативов эмиссии:

• для I, II и III категорий – 10 лет;

• для IV категории – бессрочно.

При изменении применяемых технологий разрешение на эмиссии необходимо переоформить.

Лицензии:

• Лицензия на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды